В марте 1983 года президент США Рональд Рейган объявил о программе так называемой «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), американцы начали модернизацию своих стратегических ядерных сил (СЯС). ВВС СССР нужен был новейший самолёт-антиспутник.
Ещё в середине 1970-х годов Таганрогский авиазавод получил секретное распоряжение: создать специальный авиакосмический комплекс, необходимый для решения особо важных военных задач. Предстояло решить множество сложных научно-технических и инженерных проблем. Очень многое делалось впервые не только в отечественной, но и в мировой практике, что требовало проведения гигантского объёма различных опытно-конструкторских работ. И уже 19 августа 1981 года новый супер-самолёт совершил первый полёт, получивший индекс А-60. Командиром экипажа был заслуженный лётчик-испытатель СССР Евгений Лахмостов.
А-60 был спроектирован на базе отлично зарекомендовавшего себя военно-транспортного самолёта Ил-76; при этом были внесены существенные изменения в конструкцию машины: в носовой части самолёта был установлен специальный обтекатель с системой лазерного наведения, под ним, по бокам фюзеляжа, были расположены турбогенераторы, а вверху корпуса раскрывалась створка, из которых выдвигалась лазерная пушка. Поистине, А-60 являлся своеобразным лазерным мечом СССР.
Мало кто знает, что ещё до провозглашения Рейганом пресловутой СОИ советский А-60 проводил испытания лазерной установки мощностью 1 МВт (в 2,5 раза мощнее, чем у американцев), созданной одним из филиалов Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. Этот газодинамический лазер, работающий на углекислом газе, был разработан для установки на Ил-76. В 1983 году он уже прошёл лётные испытания. В целях размещения лазерной системы базовая конструкция Ил-76 претерпела некоторые серьёзные изменения:
• В носовой части вместо штатного метеорадара установлен обтекатель со специальной аппаратурой (лазер наведения).
• Верх фюзеляжа между крылом и килем был вырезан и заменен огромными створками, скрывавшими башенку с основным лазером.
• По бокам фюзеляжа под обтекателями располагались турбогенераторы энергосистемы для работы специального комплекса.
• По бокам носовой части были установлены турбогенераторы, как на Ил-76ПП.
• Убраны кормовые створки грузового отсека, рампу пришлось оставить как несущий элемент фюзеляжа.
• Оригинально было решено размещение лазерной пушки: чтобы не портить аэродинамику самолёта ещё одним обтекателем, оптическую головку лазера сделали убирающейся.
Уникальность А-60 заключалась в том, что он мог выполнить целый спектр задач — уничтожение оптической электроники вражеских спутников, космических объектов и наземной техники. Официально, советский лазерный комплекс предназначался для исследования распространения лазерных лучей в верхних слоях атмосферы. Однако, по неофициальным данным, на счету А-60 было несколько сбитых лазером воздушных целей. Известно из частично рассекреченных секретных «наблюдений» и разведывательных материалов ЦРУ США, что было выполнено несколько десятков стрельб по цели (стратосферный аэростат, баллистическая ракета, низкоорбитальный спутник), находящиеся на высотах 30-110 км. Кроме того, выполнялись стрельбы по воздушной мишени Ла-17.
Казалось, А-60 ждало блестящее будущее. Советская авиация обладала поистине уникальным потенциалом. Все преимущества были на нашей стороне. Не нужно было бояться врага и связывать себя унизительными договорённостями. Запад, по существу, был на краю своей бесславной гибели. Но с 1987 года, когда начались советско-американские переговоры о сокращении вооружений, реализация проекта существенно замедлилась, а с гибелью СССР фактически прекратилась. Преступное разрушение государства самой номенклатурой КПСС во главе с генеральным секретарём М.С.Горбачёвым сделало своё чёрное «дело» – Россия утратила большую часть своих авиакосмических технологий. Было произведено всего лишь три прототипа А-60.
В настоящее время в России на КИМС (комплексном имитационно-моделирующем стенде) ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» завершены наземные стендовые испытания и отработка экспериментальной аппаратуры бортового лазерного комплекса нового поколения. Одновременно завершены работы по продлению срока службы ЛЛ1А2 (летающей лаборатории А-60 №2 на базе Ил-76МД 1982 года выпуска). Далее планируется размещение экспериментального БЛК (бортового лазерного комплекса, вероятно изделие 1ЛК222, неоднократно упоминавшееся в отчетности предприятий Концерна ПВО «Алмаз-Антей») нового поколения на ЛЛ1А2, проведение наземных стыковочных работ и начало его испытания, после завершения которых начнутся предварительные, а затем летно-конструкторские и государственные испытания образца ЛКАБ на новом самолете. Нередко в обсуждениях перспектив боевого лазера встречаются предложения по его установке на бомбардировщики с соответствующими параметрами.
Ещё в 2009 году лазерный луч с А-60 успешно поразил условную цель, летевшую в 1500 километрах над землей. Кроме космических объектов, летающая лазерная лаборатория способна поражать низколетящие воздушные цели, например, самолеты и баллистические ракеты условного противника.
Journal information