Одно из основных направлений концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) – разработка так называемой радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР). Ее будет удобно использовать в первую очередь на БЛА. Элементами антенных систем на основе фотонных кристаллов, которые будут составлять РОФАР, можно покрыть большие площади поверхности беспилотника. Соответственно, с этих поверхностей можно будет излучать большую мощность при высоком КПД.
Возможности такой РЛС не регламентируются ничем, кроме мощности энергетических установок носителя. РОФАР обладает и еще одним крайне важным для БЛА свойством – она может длительное время находиться в воздухе без обслуживания. В этом смысле автономность такой РЛС превосходит автономность современных беспилотников – она может работать без посадки по несколько суток.
Без человека появляется возможность значительно усовершенствовать пилотажно-навигационные комплексы, которые отвечают за управление летательными аппаратами. К тому же при создании беспилотника не стоит задача беречь пилота от перегрузок, БЛА может летать по тем траекториям и с такими скоростями, которые позволяют законы аэродинамики и характеристики его силовой установки. Человек может потерять сознание уже при перегрузке в 3–5 g, подготовленный пилот может выдержать кратковременную перегрузку до 6–7 g, а БЛА может выполнять полеты с перегрузками до 20 g и даже больше.
Все это говорит о том, что эволюция БЛА будет идти совсем иначе и зависеть от несколько иных технологических решений. Так, в летательном аппарате человек включен в управление. От момента получения им информации до принятия решения, которое реализуется ручкой управления, проходит какое-то время. Это время достаточно велико. Пока он принимает решение, летательный аппарат может преодолеть несколько десятков или даже сотен метров.
В случае с БЛА все больше и больше таких решений будет приниматься в автоматическом режиме за время, исчисляемое миллисекундами, и зависеть от качества и скорости сбора и передачи полетной информации, мощности компьютера, который ее обрабатывает.
Отсутствие кабины с пилотом позволяет не учитывать при создании БЛА целый ряд ограничений по тепловой нагрузке и защите человека от вредных СВЧ радиационных излучений. БЛА может летать с гиперзвуковой скоростью, идя в плазме, при этом охлаждать придется лишь чувствительную к высоким температурам аппаратуру, но даже она может переносить куда больший нагрев, чем организм человека.
Полёт может проходить не только на высоких скоростях, но и по другим баллистическим траекториям. К примеру, в ближнем космосе, где есть жесткое рентгеновское излучение. Таких нюансов очень много. Некоторые из них пока не раскрываются. Но сегодня уже со всей определенностью можно сказать, что мы находимся на пороге новой эры беспилотной авиации.
В мае 2015 года сообщалось, что в России создана первая программа по развитию беспилотников, рассчитанная на 2016-2025 годы. Силовые ведомства России смогут получить сотни беспилотных аппаратов отечественного производства. На закупку беспилотников для армии планируется израсходовать почти 320 млрд. рублей до 2020 года.
В начале сентября 2015 года появился снимок российского беспилотного летательного аппарата, создаваемого по проекту «Корсар» для российского министерства обороны и ранее не демонстрировавшегося широкой общественности. Фото размещено в качестве одной из иллюстраций к интервью директора рыбинского конструкторского бюро «Луч», входящего в состав концерна «Вега». Вероятно, речь идет о новом БЛА тактического класса, создаваемом по проекту «Корсар» для российского министерства обороны.
В конце того же месяца стало известно, что в России создается «всевидящее око» для беспилотников, которое позволит заглянуть за границы привычного человеческому глазу электромагнитного спектра: «Создается технология обработки потоков гиперспектральных данных. В основе технологии – уникальные характеристики спектрального излучения, которые имеет каждый объект или материал. По этим характеристикам наша аппаратура может однозначно идентифицировать, что находится в поле ее зрения, независимо от попыток противника что-то скрыть или ввести нас в заблуждение».
В начале октября сообщалось, что российские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) нового поколения оснастят уникальным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), позволяющим обмениваться данными между «землей» и БПЛА без участия наземного пункта управления.
На выставке «День инноваций Минобороны-2015» в России был представлен первый отечественный двигатель для перспективных беспилотных летательных аппаратов.
Кроме того, в середине октября стало известно, что ученые Омского государственного технического университета создали беспилотный летательный аппарат для работы в экстремальных условиях Арктики.
Ещё по теме:
• Российские ВКС переходят на боевую технику 6-го поколения.
• БПЛА «Инспектор-1» – Российский беспилотник с перспективным водородно-воздушным топливным элементом.
• Российский ударно-разведывательный БПЛА на воздушной подушке «Чирок».
Journal information