За несколько дней до Парада Победы, Жуков принявший акт безоговорочной капитуляции нацистской Германии, вернулся из поверженного Берлина в Москву. Хрестоматийные кадры кинохроники: 24 июня 1945 года четырежды Герой Советского Союза маршал Жуков под бой курантов выезжает из Спасской башни Кремля на белом коне принимать Парад Победы...
12 лет спустя Хрущёв, пришедший к власти, с завистью к высочайшему авторитету Жукова у армии и народа внутри страны и признанию за рубежом, не мог откладывать решение о том, чтобы не просто «убрать» его с политической арены, но унизить и раздавить.
4 октября 1957 года министра обороны маршала Жукова отправили с государственным визитом в Албанию и Югославию. Едва он отплыл из Севастополя, как Хрущёв созвал срочное заседание Президиума ЦК КПСС, постановившее провести по всей стране собрания партийного актива, на которых «развенчать» прославленного полководца.
26 октября 1957 года маршал Жуков, после завершения официального визита и возвращения в Москву, прямо с аэродрома был приглашен на заседание Президиума ЦК, на котором после нелепых обвинений был освобожден от должности министра обороны СССР.
Уровень маразма членов Президиума ЦК КПСС можно оценить по эпизоду с картиной, послужившей поводом для насмешек:
М. Суслов, секретарь ЦК КПСС: «Жуков потерял элементарное чувство скромности... Министр поручил купить и в целях, видимо, личной рекламы поставить в Музей Советской Армии написанную одним подхалимом-художником картину, представляющую такой вид: общий фон – горящий Берлин и Бранденбургские ворота, на этом фоне вздыбленный белый конь топчет знамёна побеждённых государств, а на коне величественно восседает тов. Жуков. Картина очень похожа на известную икону «Георгий Победоносец». Нет ни грана марксизма-ленинизма в самой мысли или, лучше сказать, в самой бессмыслице, допускающей возможность проявления в нашей советской действительности, в стране победившего социализма такой ситуации, при которой генерал на белом коне спасает страну. Это же чепуха и клевета на советскую действительность».
Е. Фурцева, секретарь ЦК КПСС: «Чёрт с ними, с картинами, если Жуков был нарисован на белом коне. Можно только пожурить, поругать, но беда в том, что эти картины не просто художественные картины, а это символ Победы. Подумать только: разгром немцев в Великой Отечественной войне – это победа всего нашего народа, да и не только нашего народа, это же победа всего прогрессивного человечества. Картину посмотрят и скажут, что это плагиат русских, хотя их ведущая роль и была, но мы тоже воевали, почему они к ногам своего полководца сложили свои знамена, а где мы были? Мы тоже воевали».
В. Чуйков, зам. министра обороны, главнокомандующий Сухопутными войсками: «Вас, тов. Жуков, партия и правительство наградили одновременно Золотой Звездой и орденом Ленина, а мы знаем, что три Золотые Звезды – это бюст во Дворце Советов. Вы хотели поставить себе бюст, но теми же тяжёлыми копытами, как на картине «Георгий Победоносец», которая нарисована известным художником. Вы боролись не за славу нашей партии, не за славу народа, вы имели свои далеко идущие цели».
О. Куусинен, секретарь ЦК КПСС: «Культ личности человека – это такое дело, что, кто страдает этой болезнью, она быстро возрастает, быстрее, чем сам человек замечает. Жуков ничего ненормального не заметил в том, что на картине, сидя на белом коне, превратился в Георгия Победоносца. Представьте себе, что он еще полгода или годик сидел бы на белом коне и любовался бы собой...»
Н. Хрущёв, 1-й секретарь ЦК КПСС: «Ты хочешь красоваться на белом коне на фоне Бранденбургских ворот».
На самом же деле история картины такова. Народный художник РСФСР В.Н. Яковлев написал картину, не встречаясь с Жуковым и не ставя его в известность еще в 1946 году. О существовании ее сам Жуков узнал всего за два месяца до пленума. К тому времени художник умер.
Journal information