В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны, который был подписан с Москвой 26 мая 1972 года. Документ запрещал создание, испытание и развертывание систем или компонентов ПРО. США и СССР обязались иметь не более двух противоракетных систем вокруг столиц и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР).
В середине мая 2015 года замгоссекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер заявила, что у США якобы нет ресурсов для формирования глобальной системы ПРО, и Вашингтон готов обсудить с Москвой заключение нового договора об ограничении систем противоракетной обороны.
Российские официальные лица проигнорировали слова Геттемюллер, которые скорее всего являются блефом, цель которого – связать руки России и лишить нашу страну собственной системы ПРО.
Отдельное беспокойство у зарубежных аналитиков вызывает возросший потенциал ракетно-ядерных сил РФ. The Washington Times утверждает, что Россия стремительно наращивает мощь своего атомного арсенала. Издание указывает, что Москве не помешал подписанный в 2010 году Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-III).
В ближайшие годы РФ планирует провести масштабное обновление парка стратегических бомбардировщиков и построить 50 сверхзвуковых ракетоносцев Ту-160, каждый из которых сможет нести по 12 крылатых ракет в ядерном снаряжении. К 2020 году российские верфи должны передать ВМФ восемь новых подводных лодок проекта «Борей», оснащенных баллистическими ракетами «Булава».
Кроме того, на 98% будет модернизирован арсенал межконтинентальных баллистических ракет, а новые МБР будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО. Ни нынешняя, ни даже перспективная американская противоракетная оборона не способна будет остановить или поставить под сомнение российский ракетный стратегический потенциал.
В настоящее время на вооружении российской армии стоят как специализированные комплексы по перехвату МБР, так и эффективные системы противовоздушной обороны С-300, С-400 и С-500, которые тоже способны уничтожать ракеты малой дальности, а также ракеты оперативно-тактического назначения. Однако у России огромный простор для развития системы ПРО.
В советское время разрабатывалось множество проектов, которые по разным причинам не были реализованы: система С-550, система С-225, система А-135, система ПРО А-235 и А-1035, система «Таран», система «Сатурн», противоракета 55Т6 и программа «Терра». У нашей страны отличная технологическая база для создания высокоэффективной противоракетной обороны.
Россия выбрала правильный ответ на развертывание американцами глобальной системы ПРО. Мы одновременно совершенствуем систему противоракетной обороны и ударные средства, которые будут обладать повышенным потенциалом по преодолению ПРО противника.
По понятным причинам широкой публике мало известно о ходе новейших разработок, но это не говорит об их отсутствии. Одним из подобных проектов является работа над созданием гиперзвукового оружия. По данным The Washington Times, в 2020–2025 годах Россия планирует разместить на полигоне в Оренбургской области 24 гиперзвуковых летательных аппарата (ГЛА) с ядерными боеголовками.
Гиперзвуковые технологии — одна из основных тенденций развития современных вооружений. Гиперзвук разрабатывают для поражения воздушных целей и наземных объектов. В первую очередь будут создаваться ракеты. Благодаря невероятной скорости (5–10 Махов — от 6150 до 12 300 км/ч) и малому времени подлета к цели их будет практически невозможно поразить.
На данный момент сложно сказать, сможет ли гиперзвуковая установка поражать ракеты противника. В любом случае подобное оружие будет обладать колоссальной ударной мощью, против которой любая ПРО будет бессильна. Развитие гиперзвуковых технологий в сочетании с модернизацией ядерных сил и разработкой новой системы ПРО позволит России нивелировать любые планы США и НАТО. ©
Journal information