Новгородские славяне, согласно первичной летописи, назвались своим собственным именем – русскими, в отличие от полян, древлян и других родственных племён. Этот же подход к становлению русской нации разделяют авторы других главных произведений древнерусской словесности – таких, как «Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели русской земли». Неизвестный автор первого «Слова» пишет о русской земле как едином целом. Со своей стороны, безымянное «Слово о погибели русской земли» не только подтверждает эту целостность, но и настаивает едва ли не на тождестве русской земли и христианской веры: «Всего еси испольнена земля Руская, о прававерьная вера християньская!»
В дальнейшем подчеркнутая «вероисповедность» самого образа русскости ещё более усиливается, выступая как органической аспект православной картины мира. В знаменитых посланиях псковского старца Филофея (первая половина XVI в.) Москва объявлена Третьим Римом именно по экклезиологическим причинам – как сохранившая центральное церковное Таинство Причастия, в отличие от павшего первого и согрешившего второго Рима.
Эта же мысль является системообразующей и в публицистике Государя Иоанна IV Грозного, в частности, в знаменитой переписке c беглым Андреем Курбским (60-е – 70-е годы XVI в.). Здесь московский государь подчеркивает богоданность Царской власти на Руси, чем она и отличается от иных земель: «Исполненное этого истинного Православия, Самодержавство Российского царства началось по Божьему изволению от Великого Князя Владимира, просветившего Русскую землю Святым Крещением, и Великого Князя Владимира Мономаха, удостоившегося высокой чести от греков, и от храброго и Великого Государя Александра Невского, одержавшего великую победу над безбожными немцами, и от достойного хвалы Великого Государя Димитрия, одержавшего за Доном победу над безбожными агарянами, вплоть до отмстителя за неправды деда нашего, Великого Князя Ивана, и до приобретателя исконных прародительских земель, блаженной памяти отца нашего Великого Государя Василия, и до нас, смиренных скипетродержателей Российского Царства...»
Как видим, национальное в средневековой русской литературе неотрывно от религиозного, что в целом и образует исток народного как наиболее высокого, синтетического качества России – христианской русской земли. ©
Journal information