Дореволюционных лифтов в Санкт-Петербурге сохранилось очень немного, всего не более 50. Большевики уничтожали их как пережиток царизма и наглядное опровержение лжи об «отсталости Российской Империи». Лифты демонтировались, подлинные элементы декора выбрасывались или видоизменялись. Сегодня чудом сохранившиеся лифты – это раритет. Каждый из них – памятник истории нашей Родины, настоящее произведение искусства. Мы ещё можем увидеть аутентичные ценные породы дерева, изысканное чугунное литьё, кожаные диваны. Возраст некоторых лифтов более 120 лет, и они, даже с оригинальными кабинами, продолжают исправно работать.
Первый лифт в Петербурге появился в 1891 году в жилом здании. Подъёмный механизм украсил дом купцов Елисеевых наулице Ломоносова, вернее, ту часть дома, которая выходит на набережную реки Фонтанки. Доходный дом, предназначенный для проживания богатых гостей, просто не мог обойтись такой удобной новинки тех лет. Внешне подъёмник сохранил своё старинное изящество и по сей день прилежно работает и перевозит пассажиров.
Лифт в доме компании Зингер был установлен в 1902-1904 годах, и был одним из наиболее красивых лифтов в Санкт-Петербурге. До нашего времени сохранился и отреставрирован золочёный орнамент на шахте и дверцах в стиле "модерн".
На Невском проспекте в 1829 году построили доходный дом Сухозанета. С 1864 года здание принадлежало Петербургскому купеческому сообществу. Лифт в нём появился в 1910-1911 годах. Жезл на шахте лифта как раз говорит о том, что в здании работали люди, занимавшиеся коммерцией.
Подъёмное сооружение было гидравлическим. В 1910 году в Российской империи по большей части уже перешли на электрические лифты, но в этом случае специалисты применили старомодную технологию и сделали его гидравлическим.
Тут сохранилось внешнее убранство, узоры и даже частично деревянные фрагменты самой кабины лифта.
Один из красивейших лифтов города сохранился в доходном доме штабс-капитана гвардии С. Муяки. При постройке здания в 1902-1903 годах ему была отведена главная роль в парадном подъезде.
Лифт расположен в непосредственной близости от входа, чтобы доставлять жильцов прямо к квартирам, не утруждая лишними движениями. Парадная же лестница спрятана за лифтом. Удивительно, что сохранилась не только прекрасная кованая шахта, но и кабина с полукруглым диванчиком. Кроме того, до сих пор находится в работающем состоянии и подъёмный механизм.
На Невском проспекте, у одноимённой станции метро, стоит здание Волжско-Камского банка. Построено оно в первой половине XIX века в стиле классицизма. Позднее его неоднократно расширяли и достраивали. На втором этаже был устроен актовый зал, куда и отправлялись клиенты для кредитно-денежных операций. Для того, чтобы облегчить доступ к кассовому залу, здесь в 1898 году установили лифт. В советское время специалисты решили, что лифт в этом двухэтажном общедоступном здании просто не нужен. В итоге подъёмник вместе с шахтой демонтировали. Сейчас петербуржцы видят точную копию шахты конца XIX века, выполненную по оригинальным чертежам в начале 2000-х годов. А по стилизованной шахте ходит кабина современного вида.
Доходный дом архитектора Александра Хренова был построен в 1909 году в стиле модерн. В этом же стиле выдержан и лифт, установленный по тогдашней моде, ведь наличие подъёмного механизма в парадной придавало дому статусность и позволяло сдавать квартиры дороже.
В здании "Пассажа" на Невском проспекте, можно увидеть 2 пассажирских лифта. Их установили в 1910 году. На тот момент, это были самые большие пассажирские подъёмники. Пока специалистам не удалось определить, кто же произвёл эти лифты. Главную цель установки лифта в "Пассаже" можно даже назвать практической. Количество посетителей торговой точки постоянно увеличивалось, особенно большой охват был в лавках на 2-м этаже здания.
Мало-Михайловский дворец строился для великого князя Михаила Михайловича в 1885-1895 годах, а отделка помещений затянулась до 1900 года. По тем временам это долгий срок, но нужно иметь в виду, что здание было оборудовано по последнему слову техники, а интерьеры выполнены с шикарным изяществом. Здание как дворец никогда не использовалось, здесь были различные организации. До наших дней мало что сохранилось, но составить представление о прекрасном убранстве можно по чудесной шахте лифта в сочетании с резными дубовыми дверями.
Один из самых старых лифтов Петербурга располагается в здании Первого общества взаимного кредита. Точная дата установки лифта неизвестна в силу того, что строительство и отделка здания банка продолжались более десятилетия с 1888 по 1900 год. Лифт, однако, наряду с другими ультрасовременными удобствами был внесён в план устройства здания ещё в 1887 году. В самом здании с видом на канал расположился самый старый из всех банков Российской Империи. Здание построили по проекту архитектора Павла Сюзора. На кованой шахте лифта можно разглядеть аббревиатуру ПОВК (Первое общество взаимного кредита).
В 1911-1912 годах на Невском проспекте появилась торговое здание, в котором продавали меховые изделия купца Мертенса. Часть помещений была отдана под торговые залы, другая часть сдавалась в аренду, а верхние этажи занимали офисы. Сегодня интересным местом в этом доме является парадная лестница, через которую сегодня сотрудники магазина поднимаются на работу. Рядом с этой лестницей сохранился дореволюционный стеклянный лифт, который был установлен в этом доме в 1907 году. Его изготовили в Берлине на электромеханическом заводе Сименс-Шуккерт. Соответственно статусу владельца дома изготовили и подъёмный механизм. В оформлении подъемника использованы ценные породы дерева, латунный и бронзовый металлодекор, хрустальное ограждение шахты, кожаные сидения.
Шахта из хрусталя, кабина из красного дерева, обитый зелёной кожей диван – лифт в здании на Невском проспекте остаётся практически без изменений с начала XX века, обновили здесь только автоматику. Лифт работает уже более 115 лет. За механизмом тщательно следят, поэтому пользоваться лифтом совершенно безопасно и сегодня.
Витебский вокзал – один из пяти действующих вокзалов Санкт-Петербурга и самый первый (с 1837 года) железнодорожный вокзал в России. Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле модерн по проекту академика архитектуры С.А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С.И. Минаш. В 1904 году на вокзале работали 11 лифтов 3-х разных типов: гидравлический, электрический и электрогидравлический с ручным приводом. Когда не было электричества, лифты приводили в движение специалисты, вращением валов они поднимали пассажиров. Сегодня в здании Витебского вокзала работают лифты № 10 и 11 для подъёма на 2-й этаж на платформы Но их, выкрашенных в серый цвет, уже сложно заметить, выглядят они как киоски с ажурным оформлением. До революции лифт № 11 предназначался только для спуска крупногабаритных вещей и предметов. Лифтом № 10 могли пользоваться люди с ограниченными возможностями, а в военное время на этом лифте перевозили раненых на носилках. Примечательно, что до наших дней сохранились узоры на стенах подъёмных машин, а также внешнее убранство. Лифт № 10 приобрёл современную кабину, но уникально то, что сохранились шахта и исторический внешний декор.
Ещё несколько лифтов:
Лифт в доходном доме Колобовых и общий вид парадной с лифтовой шахтой.
Лифт в одном из домов на Моховой.
Journal information