ПАК ФА обладает всеми основными чертами, свойственными истребителям пятого поколения. Это в первую очередь малая заметность в радиолокационном и других диапазонах длин волн, во-вторых, возможность выполнения крейсерского полета на сверхзвуковой скорости, в-третьих, сверхвысокая маневренность (так называемая сверхманевренность), ну и, конечно же, новейший высокоавтоматизированный комплекс бортового оборудования с инновационными активными и пассивными радиоэлектронными и оптико-электронными системами, служащими для обнаружения воздушных и наземных целей, применения по ним широкой номенклатуры авиационных средств поражения, обеспечения навигации и пилотирования, радиосвязи и групповых действий, обороны от атакующих средств противника.
Малая заметность ПАК ФА обеспечивается специальной формой планера, широким применением в конструкции композиционных материалов, радиопоглощающих покрытий, наличием внутренних отсеков вооружения, в которых размещается основной состав боевой нагрузки. Возможностью крейсерского сверхзвукового полета самолет обязан своим двигателям с большой тягой на бесфорсажных режимах работы. Сверхманевренность истребителя реализуется сочетанием специальных алгоритмов комплексной системы управления самолетом и применения на нем управляемого вектора тяги двигателей.
Комплекс бортового оборудования ПАК ФА строится на основе инновационной информационно-управляющей системы (ИУС) с многократно резервированными современными вычислителями и шинами передачи данных, выполняющей функции контроля и управления всеми бортовыми системами и вооружением самолета. Подобная идеология ИУС уже реализована компанией «Сухой» на истребителях поколения «4++» Су-35С, поступающих с начала текущего года в ВВС России.
Основными средствами обнаружения целей, обеспечения применения оружия, а также решения задач самолетовождения и обороны на борту ПАК ФА являются создаваемая НИИП им. В.В. Тихомирова (входит в концерн «Радиоэлектронные технологии» госкорпорации «Ростех») многофункциональная интегрированная радиоэлектронная система с активными фазированными антенными решетками (всего на борту самолета будет пять АФАР) и оптико-электронный комплекс, разрабатываемый Уральским оптико-механическим заводом им. Э.С. Яламова (концерн «Швабе» госкорпорации «Ростех»). В состав вооружения ПАК ФА, в том числе для размещения во внутренних отсеках вооружения, будут входить как модернизированные образцы нынешних серийных авиационных средств поражения, так и значительное число новых типов управляемых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность» и корректируемых бомб, создаваемых корпорацией «Тактическое ракетное вооружение».
К лету текущего года на летных испытаниях находилось уже пять опытных образцов ПАК ФА. Первый из них впервые поднялся в воздух в Комсомольске-на-Амуре 29 января 2010 года, а с апреля того же года проходит испытания в подмосковном Жуковском. Кроме того, в наземных экспериментальных работах задействовано еще два экземпляра самолета — комплексный натурный стенд и образец для статических испытаний. Второй летный образец Т-50 проходил испытания в Жуковском с лета 2011 года, а 21 февраля 2014 года был перебазирован на аэродром Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова Министерства обороны России в Ахтубинске для прохождения Государственных совместных испытаний. Третий и четвертый летные образцы самолета, предназначенные в первую очередь для испытаний комплекса бортового оборудования ПАК ФА и вооружения, летают по программе испытаний в Жуковском с июня 2012-го и марта 2013-го соответственно. Именно на третьем Т-50 летом 2012 года в Жуковском началась летная отработка БРЛС с АФАР. В октябре прошлого года в Комсомольске-на-Амуре поднялся в небо уже пятый летный образец ПАК ФА, в ноябре 2013 года он перелетел в Жуковский.
Минувшим летом в ходе конкурса летного мастерства экипажей ВВС России «Авиадартс» впервые были публично продемонстрированы истребители пятого поколения Т-50 с подвешенным вооружением — это создаваемый входящей в ОАК компанией «Сухой» перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА).
По словам главного конструктора машины директора программ ПАК ФА и ПМИ компании «Сухой» Александра Давиденко, в этом самолете «внедрены доработки, родившиеся на основе испытаний предыдущих машин, он максимально укомплектован и практически полностью соответствует требованиям серийного боевого самолета».
Как заявил президент ОАК Михаил Погосян, опытные образцы ПАК ФА уже продемонстрировали «хорошую сходимость результатов летно-конструкторских и стендовых испытаний, в том числе по РЛС с АФАР». По его словам, это касается и двигателя, «тяга которого на 15% больше, чем у АЛ-31ФП, и существенно больше на бесфорсажных режимах работы, что обеспечивает крейсерский сверхзвук». В ходе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) была также начата отработка режима дозаправки в воздухе, режимов сверхманевренности и т. д.
Этап заводских ЛКИ ПАК ФА был завершен в конце 2013 года. А в 2014 году самолет предъявлен на Государственные совместные испытания, первый этап которых планируется закончить к декабрю 2015 года, и в 2016 году предполагается приступить к поставкам первых серийных самолетов для опытной эксплуатации в ВВС. И только недавно (на воздушном показе в рамках конкурса летного мастерства среди экипажей ВВС России) впервые публично были продемонстрированы Т-50 с внешней подвеской вооружения под крылом.
Немаловажно, что ПАК ФА решено положить в основу крупнейшего перспективного проекта российско-индийского сотрудничества в области авиации — совместной программы разработки и производства перспективного многофункционального истребителя пятого поколения (ПМИ), известного в Индии под аббревиатурой FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Он создается на паритетных началах российскими и индийскими специалистами на базе российского ПАК ФА, но с учетом дополнительных требований индийской стороны. Этот проект можно практически без сомнения назвать одной из крупнейших международных программ в сфере военно-технического сотрудничества. 18 октября 2007 года в Москве было подписано российско-индийское межправительственное соглашение о совместной разработке и производстве этого самолета.
Исполнителями проекта определены компания «Сухой» и индийская корпорация Hindustan Aeronautics Ltd. Поступление первых самолетов на вооружение ВВС Индии запланировано в 2020-х годах.
Пресса Индии уделяет огромное внимание ходу проекта. Так, во влиятельной газете The Times of India была размещена большая статья о подготовке контракта на опытно-конструкторские работы по российско-индийскому истребителю ПМИ. В ней сообщалось, что программа ПМИ переходит в решающую стадию и обещает стать крупнейшим оборонным проектом Индии, затраты на который оцениваются примерно в $35 млрд в ближайшие 20 лет. По данным газеты, стоимость подписанного в декабре 2010 года контракта на разработку эскизно-технического проекта ПМИ, представленного заказчику летом 2012 года, составила $295 млн, а контракт на ОКР оценивается уже в $11 млрд (по $5,5 млрд для российской и индийской сторон). Согласно сообщению, индийской стороне будет передано несколько изготовленных в России прототипов ПМИ, один из которых должен стать эталоном для серийного производства.
Пока истребители пятого поколения состоят на вооружении только в США: программа производства 179 серийных самолетов F-22A Raptor компании Lockheed Martin завершена, они находятся на вооружении ВВС США и проходят поэтапную модернизацию. Другой американский истребитель пятого поколения, F-35, разработанный сразу в трех вариантах — для ВВС США, стран-партнеров (F-35A), корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (F-35B с возможностью укороченного взлета и вертикальной посадки), для ВМС США (F-35C «авианосного» базирования), хотя и выпущен более чем в сотне экземпляров, все еще проходит испытания и доводки. Достижение начальной боевой готовности первого строевого подразделения F-35B ожидается не ранее декабря 2015 года, F-35A — годом позднее, «авианосный» же F-35C сможет быть готов к боевой службе не ранее начала 2019 года. F-35 обещает стать самым массовым истребителем пятого поколения: от США и десятка зарубежных стран имеются заказы на 3164 таких самолета (в том числе 2443 — от США).
Создают свой истребитель пятого поколения и в Китае. На летных испытаниях находятся уже четыре опытных самолета J-20, но поступления их на вооружение вряд ли стоит ожидать ранее конца нынешнего десятилетия: слишком много еще вопросов по силовой установке, оборудованию и вооружению. Работы же по истребителям пятого поколения в других странах (например, в Японии) находятся на самых начальных стадиях.
Глава ОАО ОАК Михаил Погосян недавно заявил, что поставки первых серийных Т-50 для опытной эксплуатации в ВВС России начнутся в 2016 году. И Россия должна стать второй страной в мире, которая получит на вооружение истребители пятого поколения.
Journal information